Доступная среда

ДОСТУПНАЯ СРЕДА

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России реализуется Программа по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

  • Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
  • Инвалиды с нарушением зрения и слуха
  • Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
  • Временно нетрудоспособные
  • Беременные женщины
  • Люди с детскими колясками
  • Дети дошкольного возраста.

Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства — приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

  • закономерности психического развития,
  • показатели здоровья дошкольников,
  • психолого-физиологические особенности,
  • уровень общего развития,
  • коммуникативные особенности и речевое развитие,
  • эмоциональное благополучие.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

  1. Принцип развития —Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
  2. Принцип природособразности воспитания —Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
  3. Принцип психологической комфортности —Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
  4. Принцип взаимодействия —Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
  5. Принцип доверительного сотрудничества —Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
  6. Принцип обучения деятельности —Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
  7. Принцип здоровьесберегающий —Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
  • Тьютор— в штате отсутствует.
  • Предоставление услуг в дистанционном режиме —не предоставляются.
  • Предоставление услуг по месту жительства инвалида— не предоставляются.

В МАДОУ № 14 проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

  • дошкольное воспитание;
  • внешкольное воспитание и образование;
  • среднее общее образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование.

Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Обучением ребенка на дому занимается образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.

Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 Паспорт доступности МАДОУ №14

Специально оборудованные учебные кабинеты

В МАДОУ № 14 «Юбилейный» нет  специальных оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся учебные кабинеты подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых, позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МАДОУ № 14 «Юбилейный» нет  объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся объекты подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых, позволяют заниматься в стандартно оборудованных помещениях:

— Музыкально-спортивный зал

Функциональное использование: для проведения утренней зарядки, двигательных и музыкальных видов деятельности, спортивных и музыкальных досугов, развлечений, праздников; показа мультфильмов, презентаций; проведения семинаров, педагогических советов, общих собраний работников МАДОУ. Пространство музыкально — спортивного зала позволяет не ограничивать детей в движении и достигать высокой двигательной активности. Оснащение: пианино, баян, музыкальный центр, проектор, детские  стулья, столы, детские музыкальные инструменты, фонотека; наборы мягких модулей, маты, мячи, гимнастические палки, обручи, скакалки, ленты и др.

-Групповые помещения Расположены на первом и втором этажах здания. Групповые комнаты, включают  игровую, познавательную, обеденную зоны. При создании предметно-пространственной среды воспитатели учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы. Группы постепенно пополняются современным игровым оборудованием. Предметная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции. В ДОУ не только уютно, красиво, удобно и комфортно детям, созданная развивающая среда открывает нашим воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных ее элементов. Во всех возрастных группах созданы достаточные условия для интеллектуального развития детей. Центры игровой, двигательной, музыкальной, художественно-эстетической, познавательно-речевой активности, познавательно — исследовательской деятельности пополнены новыми развивающими и дидактическими играми и игрушками. Развивающая предметно-пространственная среда в групповых помещениях МАДОУ позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя виды деятельности, чередовать их в течение дня, а педагогическому работнику дает возможность эффективно организовывать непрерывную образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей детей.

— Методический кабинет

Функциональное использование: оказание методической помощи педагогам в повышении их профессиональной компетентности, профессиональном самосовершенствовании и развитии творческого потенциала. Выставка методических материалов для организации работы с детьми. Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения образовательного процесса пособиями (демонстрационный и раздаточный материал) по всем разделам ООП ДО и АООП ДО: для речевого, социально-коммуникативного, познавательного, физического и художественно-эстетического развития.

— Кабинет учителя-логопеда

Функциональное использование: проведение индивидуальной работы, диагностики, консультаций. Оснащение: Дидактический материал, коррекционно-педагогическая литература, учебно-методические пособия, игрушки, шкафы, стол взрослый, стол детский, настенное зеркало.

-Кабинет педагога-психолога

Функциональное использование: проведение индивидуальной работы, диагностики, консультаций. Оснащение: стол, стулья (для взрослого и ребенка), диагностический и игровой материал, учебно-методические пособия.

— Участки детского сада

Каждая группа имеет свой участок для прогулок, оснащенный песочницей, спортивным оборудованием, соответствующим возрастным особенностям детей. В группах имеется выносной материал для игр на улице в разные времена года (лопатки, коляски, ведра, скакалки, мячи, машинки, обручи, кегли, ледянки и др.). Виды деятельности: прогулки, игровая деятельность, физкультура, досуги, праздники, самостоятельная двигательная активность, развитие познавательной и трудовой деятельности.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МАДОУ № 14 «Юбилейный» нет библиотеки.  Методическая литература для педагогов и художественная литература для чтения дошкольникам (сказки, стихи, рассказы отечественных и зарубежных писателей, хрестоматии), научно-популярная литература (атласы, энциклопедии, плакаты и т.п.), репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал, периодическая печать имеются в методическом кабинете и групповых помещениях.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МАДОУ № 14 «Юбилейный» нет  объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся объекты подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых, позволяют заниматься в стандартно оборудованных помещениях: музыкально — спортивный зал, имеющий физкультурный инвентарь; улица — площадка для проведения физкультурных мероприятий.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для детей с ОВЗ разработана адаптированная основная образовательная программа.

В ДОУ работают специалисты: учитель – логопед, педагог – психолог.

Для коррекционной работы с детьми имеются кабинеты учителя – логопеда и педагога — психолога, которые оснащены всем необходимым оборудованием и материалами для проведения полноценной коррекционной работы. В кабинетах есть учебное и игровое оборудование, зеркала, ТСО, современные пособия и дидактический материал для коррекционно-развивающих занятий и индивидуальной работы в соответствии с возрастом детей, особенностями речевой патологии, требованиями коррекционных программ. В кабинете проводятся подгрупповые и индивидуальные коррекционно – развивающие занятия с детьми, консультирование родителей (законных представителей) и педагогов.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

В целях обеспечения беспрепятственного доступа в здание детского сада инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется:

— пандус;

—  контрастная маркировка верхней и нижней ступени лестничного марша (жёлтая);

— установлены таблички Брайля для слабовидящих на входной двери в здание и 1 этаже ДОУ;

— кнопка вызова.

Специальные условия питания

Отдельных условий питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  в МАДОУ № 14 «Юбилейный» не предусмотрены.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 37 Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Организация питания воспитанников МАДОУ, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные Постановлением от 15 мая 2013 г. № 26, с изменениями от 27 августа 2015 года). Организация рационального питания является одним из основных факторов, определяющих нормальное развитие ребенка. Основными принципами организации процесса питания в дошкольном учреждении являются: достаточное поступление всех пищевых веществ, необходимых для нормального роста и развития детского организма, соблюдение санитарных правил приготовления пищи, гигиенических норм и эстетики питания. В дошкольном учреждении обеспечена витаминизация за счет введения в рацион детей йодированной соли, витаминизация третьего блюда. В МАДОУ организовано трёхразовое питание воспитанников, которое осуществляется по 10-дневному рациону питания воспитанников. В промежутке между завтраком и обедом включён дополнительный второй завтрак, включающий  сок или свежие фрукты. Меню утверждается заведующей МАДОУ. При составлении меню используются технологические карты блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводов и учитывает физиологические потребности дошкольников в энергии и пищевых веществах. Большое значение для хорошего усвоения пищи имеют условия, в которых организуется питание. В группах создана спокойная обстановка, ничто не отвлекает внимание детей во время еды. Сервировка стола, внешний вид блюд, их вкусовые качества вызывают положительные эмоции у детей. Все продукты, поступающие в учреждение, подлежат обязательному осмотру – бракеражу. Для осуществления качественного и систематического контроля питания в МАДОУ создана бракеражная комиссия.

Специальные условия охраны здоровья

Специальные условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ № 14 «Юбилейный» не предусмотрены.

Важнейшей характеристикой качества работы коллектива является состояние здоровья, физическое развитие воспитанников. Центральное место в системе работы МАДОУ отведено физкультурно-оздоровительной работе.

Согласно ст.41 ФЗ » Об образовании в РФ» охрана здоровья воспитанников включает в себя:

  1. оказание первичной медико-санитарной помощи детям;
  2. организация питания;
  3. определение оптимальной образовательной нагрузки, режима дня;
  4. пропаганда и обучение здорового образа жизни;
  5. организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия физической культурой и спортом;
  6. прохождение воспитанниками медицинских осмотров, в том числе профилактических осмотров;
  7. обеспечение безопасности во время пребывания детей в МАДОУ;
  8. профилактика несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в МАДОУ;
  9. проведение санитарно-эпидемиологических и профилактических мероприятий;
  10. обучение педагогических работников первой медицинской помощи.

        Медицинское обслуживание в МАДОУ осуществляется по договору с ГБУЗ СО «Сысертская ЦРБ». МАДОУ предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации и Уставом МАДОУ, и осуществляет контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников МАДОУ.

В МАДОУ имеется медицинский кабинет, который  соответствует  требованиям  СанПин. Полностью укомплектован необходимым оборудованием: кушетка, шкаф аптечный, медицинский столик, холодильник, средства для оказания медицинской помощи, весы медицинские, ростомер, ширма. Систематически пополняется запас лекарственных средств, перевязочного материала, одноразовых масок, имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи. Сроки годности и условия хранения соблюдены.

В каждой группе имеется аптечка первой неотложной помощи. Для обеззараживания групповых помещений используют бактерицидные облучатели.

Режим дня в МАДОУ имеет рациональную продолжительность и предполагает разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение их пребывания в детском саду. Режим дня во всех возрастных группах соответствует возрастным психофизиологическим особенностям детей и способствует их гармоничному развитию.

В рамках режима каждой возрастной группы составлены графики питания, прогулок, время на непрерывную образовательную деятельность.

Образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность от общего времени организованной деятельности в рамках реализуемой   основной образовательной программы дошкольного образования (СанПин 2.4.1.3049-13 (с изменениями от 27 августа 2015 года).

Режим детского сада учитывает всю динамическую деятельность детей: как совместную деятельность ребёнка и педагога, так и самостоятельную деятельность детей, предусматривая рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов деятельности, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных возможностей. Двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, видам и формам, составляет двигательный режим в МАДОУ.

Оздоровительная работа направлена на:

  • формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой;
  • гармоничное физическое развитие;
  • охрану здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.

Организационными формами работы являются:

  • учебная работа (разные виды занятий по физической культуре);
  • физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня;
  • оздоровительные мероприятия с привлечением родителей (физический досуг, физкультурные праздники; спортивные эстафеты, зимняя спартакиада и др.);
  • самостоятельная двигательная деятельность детей.

Оптимальному двигательному режиму, необходимому для полноценного развития и укрепления здоровья детей,  способствует рациональное сочетание разных видов двигательной активности воспитанников: формирование двигательных умений и навыков в музыкально — спортивном зале и на свежем воздухе, утренняя гимнастика с использованием речевого материала и оборудования, физкультурные досуги, физкультминутки, разминки, развлечения, спортивные праздники, дни здоровья, гимнастика после сна.

С целью охраны и укрепления здоровья воспитанников в образовательном процессе ежедневно используются здоровьесберегающие технологии (дыхательная, корригирующая, ортопедическая гимнастики, психогимнастика, кинезиологические упражнения), способствующие развитию  психо-физического состояния воспитанников.

Работники своевременно проходят инструктаж по охране жизни и здоровья воспитанников, по обеспечению пожарной безопасности. По плану проводятся   практические занятия с персоналом и воспитанниками по эвакуации из здания в случае пожара. Для обеспечения безопасности здание детского сада оборудовано специальной автоматической системой пожарной сигнализации  (АПС) с выводом сигнала на диспетчерский пульт пожарной части.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Самостоятельный доступ воспитанников  к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Доступ к электронным образовательным ресурсам в МАДОУ отсутствует.

Количество компьютеров используемых в МАДОУ педагогами: 5

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — не имеется

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие, интернат не предусмотрены

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Общежитие, интернат не предусмотрены

Перечень мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг

Паспорт доступности МАДОУ № 14

Письмо МИНОБНАУКИ РФ № 02-01-817162 от 17.08.2016г. Об обеспечении условий доступности объектов и услуг в сфере образования для обучающихся с ОВЗ

Приказ МОПО СО № 373 -Д от 01.09.2016г. О внесении изменений в Приказ МОПО СО № 430 -Д от 01.09.2015г.

Приложение к Постановлению СО № 481 -ПП от 05.07.2017

Приказ МОПО СО № 430-Д от 01.09.2015г.

Приказ МИНОБРНАУКИ России №1309 от 09.11.2015г. Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности